Как использовать интонации для общения с детьми
Как точно заметил Вадим Шефнер, «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести…». Интонация добавляет словам ту энергетику и значение, которые они несут. Когда малыши еще не воспринимают слова, интонация становится ключевым средством общения — именно через звуковую окраску дети начинают распознавать отношение и настроение родителей.
Замечали ли вы, каким тоном чаще всего общаетесь с ребенком? Это может быть доброта, нежность, тревожность, агрессия или раздражение. Важно уделить внимание своей интонации, выбирая наиболее подходящие варианты, которые передадут ребенку ваши настоящие чувства. Постарайтесь говорить нейтральной интонацией, заполненной доброжелательностью, любовью, искренностью и поддержкой.
Также важно учиться выражать одобрение. Не нужно скупиться на эмоции! Например, скажите: «Вот это да! Ты молодец! Я так горжусь тобой!». Такое внимание вдохновляет ребенка снова стремиться к достижениям. Отличная возможность подтолкнуть его на новые победы!
Подбирая правильный тон для неодобрения, будьте осторожны. Слова должны звучать спокойно и не лишать ребенка уверенности. Психологи рекомендуют следовать принципу: семь раз похвали и один раз поругай. Это позволяет поддерживать баланс и стимулировать стремление ребенка к развитию.
Известная заповедь «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой» стоит запомнить и применять в воспитании. Какие слова и с каким акцентом вы бы хотели слышать от взрослых? Например, когда у вас возникали трудности в школе или когда не удавалось справиться с делами.
Помните, взрослые были детьми, тогда как дети еще не были взрослыми. Наша задача - воспитывать их с такой интонацией, чтобы они понимали и принимали правила семьи, чтобы каждый из них знал, что он достоин любви, уважения и поддержки.
Исследования указывают на значительную роль различных интонаций в развитии ребенка. Они могут помочь устанавливать эмоциональный контакт, поддерживать и направлять ребенка в процессе его взросления. Изучения также подчеркивают важность позитивного общения в повышении самооценки детей, их уверенности в себе и формировании положительных моделей поведения.